К основному контенту

Методология организации дистанционного обучения


МЕТОДОЛОГИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Общие положения

 1.Утверждена Приказом № 351 МЕСС от 19.03.2020.
2.     Методология устанавливает режим осуществления образовательного процесса в учебных учреждениях во время карантина. Когда учащиеся не могут присутствовать в учебных помещениях.
3.     Цель Методологии - регламентировать деятельность менеджерских и дидактических кадров при осуществлении дистанционного обучения.
4.     Положения Методологии обязательны для выполнения местными органами в области просвещения, руководителями учебных учреждений, дидактическими
 кадрами, учащимися, родителями/законными представителями.
5.     Организация и проведение процесса обучения  в условиях карантина
 осуществляется с использованием ИТ и методов дистанционного обучения.
 Взаимодействие с местными органами  в области просвещения,
 руководителями учебных учреждений, дидактическими кадрами, учащимися,
 родителями/законными представителями осуществляется при помощи
 технических средств и с   использованием ИТ.
6.     Решение по использованию технических средств и программ дистанционного обучения принимается местными органами  в области просвещения и учебным учреждением, исходя из имеющихся в распоряжении технических средств, уровня компетенций дидактических кадров в области ИТ, возможностей семей учащихся.
7.     При осуществлении дистанционного обучения неукоснительно предпринимаются меры по защите персональных данных, кибербезопасности, защите здоровья работников при использовании ИТ.

I. Методические указания

 1.1. Основные понятия

8. Настоящая Методология использует следующие понятия:
а) Дистанционное обучение — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.
б) Дистанционное  общение подразумевает под собой комплекс действий при отсутствии визуального контакта при помощи средств дистанционного общения (телефон, деловые письма, электронная почта), которые обеспечивают взаимодействие администрации с дидактическими кадрами, техническим персоналом, учащимися, родителями/ законными представителями в процессе дистанционного обучения.
в) Виртуальная среда обучения -  совокупность учебных инструментов, которые обеспечивают школьнику обучение с использованием компьютеров и Интернета.
г) Формы дистанционного общения:
- Синхронное дистанционное обучение - форма, при которой преподаватель и студенты одновременно вовлечены в процесс обучения. Примеры: вебинар, видеоконференция (Skype и прочее), on-line-чат.
- Асинхронное дистанционное обучение - форма, при которой контакт между студентом и преподавателем осуществляется с задержкой во времени с использованием таких инструментов, как  электронная почта, "упакованные" курсы в электронных системах обучения, подкаст, скринкаст, блог.
- Комбинированное дистанционное обучение - это комбинация синхронного и асинхронного дистанционного обучения.
- Цифровые информационные ресурсы – ресурсы, применяемые в дистанционном обучении: компьютерное тестирование, графические изображения, видео- лекции, аудио- лекции, статические/динамические модели, объекты виртуальной реальности, интерактивное моделирование.
1.2 Принципы организации дистанционного обучения
9. Дистанционное обучение реализуется в следующих  основных дидактических принципах обучения:
- психопедагогические принципы: доверие к дидактических кадрам; доступ к образованию; on-line безопасность; недопущение дискриминации; соблюдение этических норм общения; создание позитивной среды обучения; последовательность в поведении; дисциплина; кризисное управление
- дидактические принципы: осуществление отношений преподавания-учения- оценивания; сотрудничество с родителями/законными представителями; гибкость и индивидуализация; интерактивность; разнообразие информационных ресурсов; соответствие и привлекательность дидактических материалов; обратная связь, посредничество, руководство.
1.3. Обеспечение безопасности on-line
10. Обеспечение on-line безопасности учащихся достигается активными действиями всех образовательных партнёров (администрации, дидактических кадров, вспомогательного персонала, учащихся, родителей/законных представителей), которые имеют доступ/ используют ИТ, как в школе, так и вне школы.
Директор школы оценивает информацию и инструктирует образовательных партнёров в плане обеспечения качества обучения и безопасности on-line. Директор и администрация школы устанавливает систему мониторинга деятельности с целью уменьшения  рисков, ассоциируемых с виртуальной средой. Получение, обработка, передача персональных данных осуществляются в соответствием с законодательством.
Для уменьшения опасности, дидактические кадра, а также родители/законные представители должны знать и информировать учащихся о безопасных методах поиска информации и процедурах обращений к специальным службам:
Дополнительные меры по защите детей при работе в интернете и контроль их деятельности  посредством программ-фильтров возлагаются на родителей. Существуют много программ, позволяющих родителям контролировать деятельность детей в интернете, которые могут быть установлены в телефоне, планшете, т.д.
Внимание! Многие сайты социальных сетей устанавливают  возрастные требования (13 лет) для создания учетной записи с согласия родителей/ законных представителей.

                                    II. Менеджмент дистанционного обучения

        2.1Полномочия менеджерских кадров

11. Для организации дистанционного обучения менеджерские кадры
- информируют учащихся, родителей/законных представителей о сроках прекращения обучения в учебном учреждении;
- информируют учащихся, родителей/законных представителей о возможностях организации дистанционного обучения;
- уточняют при помощи классных руководителей возможности доступа учащихся к разнообразным обучающим on-line платформам/ техническим средствам, информацию о способностям их использования;
- назначают ответственных за осуществление дистанционного обучения;
- уточняют возможности дидактических кадров в осуществлении общения с использованием ИТ; при необходимости делегируют полномочия другим членам методической комиссии;
- устанавливают при помощи классных руководителей и дидактических кадров расписание проведения уроков, список образовательных платформ, приложений, возможностей их использования; формат и периодичность регистрации уроков и других видов деятельности в школьном журнале, возможность отчётности о реализации процесса обучения.
- разрабатывает индивидуальные планы для учащихся (включая учащихся с ООП), у которых нет доступа к средствам дистанционного обучения;
- поощряют общение между дидактическими кадрами, обмен опытом работы;
- отчитываются перед ГУОМС о  реализации дистанционного процесса обучения в учебном учреждении.

2.2. Полномочия дидактических кадров

12. Для менеджмента дистанционного обучения по учебной дисциплине, дидактические кадры
- информируют администрацию учебного учреждения о применяемых ИТ (платформах, приложениях, способности их применения) и расписании проведения уроков, согласованном с учащимися, родителями/законными представителями;
- уточняют при помощи классных руководителей возможности доступа учащихся к разнообразным обучающим on-line платформам/ техническим средствам, информацию о способностям их использования;
- устанавливают при согласовании с администрацией формат и периодичность отчётов о дистанционном обучении, формат регистрации уроков и других видов деятельности в школьном журнале, возможность осуществления индивидуального обучения учащихся, у которых нет доступа к средствам дистанционного обучения;
- устанавливает длительность работы в синхронном/асинхронном режиме в 45 минут; длительность синхронных конференций (Handouts, Viber vido, Messenger, Skype, ZOOM) от 5 до 15 минут.

     2.3Полномочия классных руководителей

13. Для менеджмента дистанционного обучения на уровне класса, классные руководители
- координируют деятельность класса;
- консультируют учащихся;
- осуществляют общение с родителями/законными представителями;
- сотрудничают с учителями- предметниками для  реализации дистанционного обучения;
- принимают решения в случае возникновения особых ситуаций при реализации всех аспектов дистанционного обучения.

    2.4Полномочия родителей/законных представителей

14. Во исполнение Статьи 138 Кодекса об образовании Республики Молдова родители/законные представители обязаны сотрудничать с администрацией учебного учреждения, дидактическими кадрами для реализации образовательных целей, следить за успеваемостью и поведением детей.
При организации дистанционного обучения родители/законные представители
- создают комфортные, безопасные условия для детей;
- осуществляют общение с классными руководителями, дидактическими кадрами;
- помогают детям в процессе общения с классными руководителями, дидактическими кадрами или обеспечивают поддержку доверенного лица;
- обеспечивают участие ребёнка в учебной деятельности согласно расписания, обеспечивают наличие материалов и необходимого оборудования, а также наблюдение за физическим, эмоциональным, душевным состоянием ребёнка;
- поощряют прогресс ребёнка, мотивируют его на принятие ответственности за собственное обучение.

                                  III. Организация дистанционного обучения

      3.1Общие положения

15. Дидактические кадры сами устанавливают способы дистанционного общения с учащимися: Viber, Messenger, Skype, ZOOM, E-mail, Google Classroom, Facebook, Google Forms, Survey Monkey, Kahoot, ProProfs, Hot Potatoes, Quizalize, Triventy, Quizizz, др.
16. Используемые материалы базируются на школьных учебниках, одобренных МЕСС, которые могут быть использованы и  в цифровом формате; также используются гиды, информационные цифровые ресурсы, автоматические системы тестирования и другие специфические материалы, предлагаемые on-line платформами (Facebook, Instagram, Viber, Google Drive, различные блоги – Приложение 1).
17. Дидактические материалы должны быть доступны при использовании разных устройств (компьютер, планшет, мобильный телефон, др.), а также при использовании приложений, принятых в учебном учреждении.
18. Учащиеся получают задания в контексте уроков. Не допускаются дополнительные задания. Строго соблюдаются требования Инструкции о менеджменте домашнего задания (Приказ МЕСС №1249 от 22.08.2018).
19. Оценивание результатов осуществляется в соответствии с Регламентом об оценивании школьных результатов (Приказ МЕСС №70 от 30.01.2020).
20. Необходимо продвижение культуры обучения на дому через самоорганизацию, самодисциплину, стратегии самооценивания и самомотивации.

3.2. Деятельность дидактических кадров

21. Дидактические кадры разрабатывают содержание дистанционного обучения в соответствии с куррикулумом:
а) разрабатывают/отбирают/адаптируют информационные цифровые ресурсы для проведения дистанционных уроков в соответствии с календарным планирование, учебниками, одобренными МЕСС, принимая во внимание специфику учащихся класса и материалов;
б) создаёт проект урока в рамках дистанционного обучения в соответствии с предложенными моделями (Приложение 2), обеспечивая при этом последовательность содержания и количество отведенного времени;
в) разрабатывает/адаптирует/ выбирает инструменты оценивания, применимые для дистанционного обучения в каждой конкретной ситуации, соблюдая требования всех регулирующих документов МЕСС;
22. Дидактические кадры обеспечивают качество дистанционного обучения, выполняя роли:
а) медиатора – организуют оптимальные условия  для всех учащихся, включённых в дистанционное обучение; создают и администрируют виртуальную среду обучения; устанавливают правила и нормы общения и взаимодействия в виртуальной среде; демонстрируют эффективное дидактическое общение в соответствии с этикой общения on-line; обеспечивают получение обратной связи в виртуальной среде;
б) роль помощника – оказывают индивидуальную/дифференцированную помощь всем учащимся; осуществляют мониторинг соблюдения учащимися расписания уроков и сроки предоставления выполненных заданий; развивают партнёрские отношения с родителями/законными представителями для обеспечения качества
дистанционного обучения;
в) репетитора – руководят и активизируют учащихся в процессе обучения-учения, поощряют самостоятельность и ответственность учащихся за собственное образование; осуществляют образовательный процесс в соответствии с регламентирующими и методическими документами; поощряют рефлексию и предлагают посредничество в целях достижения учащимися результатов; заполняют электронный журнал/журнал класса/электронные формы/ временный журнал; после окончания карантина обеспечивают перенесение оценок  в журнал класса.
23. При организации дистанционного обучения дидактические кадры обращаются к учащимся по поводу
а)комбинирования синхронных видов деятельности с асинхронными, осуществления управляемой/частично управляемой деятельности, самостоятельной работы, групповой работы; использования различных интерактивны методов и техник работы, центрированных на ин самом ученике, его интересах и нуждам;
б) исключения случаев, когда ученик остаётся пассивным зрителем/потребителем информации; активного включения  учащихся в процесс обучения в соответствии с возрастом; просмотра/прослушивания видео-, аудиоматериалов; осуществления интерактивных видов деятельности on-line, изучения цифровых карт;  разработки цифровых продуктов (постеров, коллажей, концептуальных карт, исследовательских проектов в цифровом формате, комиксов, журналов, отчётов, т.д.).
24. Дидактические кадры предпринимают все меры к повышению собственной квалификации:
а) участвуют в различных видах деятельности на уровне учебного учреждения/города в области дистанционного обучения;
б) постоянно развивают свои способности, необходимые для выполнения профессиональных ролей при дистанционном обучении.

    3.3Сотрудничество с родителями/законными представителями

25. Качество дистанционного обучения обеспечивается на основе длительных партнёрских отношений и отношений взаимного уважения всех сторон, вовлечённых в дистанционное обучение. 
26. Семья и школа должны приобретать положительный опыт и осознание ответственности за усиление познавательных способностей учащихся, за усиление доверия учащихся к тому, что по ту сторону компьютера находятся настоящие учителя и, вместе с тем, настоящая поддержка.
27. Степень контроля и поддержки учащихся зависит от их возраста, класса и индивидуальных потребностей:
а)   учащиеся начальной школы требуют контроля и помощи на протяжении всех учебных дней, когда родители/ доверенное лицо сотрудничают с учителем, планируя, предоставляя и оценивая процесс обучения ребёнка;
б) учащиеся гимназического звена требуют надзора и помощи родителей/ доверенных лиц на протяжении всех учебных дней, если в этом есть необходимость; но и в этом возрасте, когда учащиеся могут быть более независимыми, родители/ доверенные лица сотрудничают с классным руководителем, учителями для поддержки ребёнка в процессе обучения;
в) учащимся лицейского звена также необходимы руководство и помощь со стороны учителей и классных руководителей; надзор и поддержка семей остаются очень важными.

               IV. Техническая поддержка дистанционного обучения

28. Дистанционное обучение требует наличия современной и эффективной материально-технической базы. На уровне учебного учреждения материально-техническая база содержит следующие компоненты:
а) материально-технические средства (аудио- и видео оборудование, компьютеры, телефоны и другие средства обеспечения дистанционного обучения;
б) платформы Web, необходимые для дистанционного обучения;
в) инструменты и информационные платформы, которые могут быть использованы в дистанционном обучении;
г) учебное учреждение в рамках существующих средств и реальной необходимости, может помочь дидактическим кадрам и учащимся в обеспечении техническими средствами;
д) рекомендуется сотрудничество с учебными учреждениями, участвующими в проектах “Clasa viitorului”, RoboClub и другие.

Заключительные положения

29. Ответственность за организацию дистанционного обучения возлагается на администрацию учебного учреждения совместно с дидактическими кадрами, учащимися, родителями/законными представителями.
30. При возобновлении нормального режима работы, учебное учреждение обязано:
а) в течении 5 рабочих дней обеспечить внесение в классные журналы всей информации из временных/ электронных журналов: темы проведенных уроков, оценки, дескрипторы,  показатели качества и другой значимой информации;
б) учебное учреждение имеет право принять решение о формах и механизмах организации дополнительной образовательной деятельности.
31. В случае продления на национальном уровне решения о приостановке образовательного процесса, учебное учреждение подчиняется всем решениям вышестоящих органов по установлению расписания и режима работы.
32. Уроки, проведенные в соответствии с настоящей Методологией, не будут повторно проводиться в учебных помещениях.
                                                                                    




  
                                                                                                                  Приложение 1

                               Цифровые информационные ресурсы
33. Образовательными ресурсами служат учебники и традиционные дидактические материалы. Набор таких ресурсов значительно расширяется за счёт on-line ресурсов.
Для общениями с учащимися служат те же инструменты, что используются для преподавания: e-mail, chat (текст, звонки, видео), форумы, блоги.
Оценивание процесса обучения осуществляется через on-line тесты, традиционные тесты, либо другим способом, удобным для учителя и учащихся.
Перед началом организации дистанционного обучения необходимо проанализировать ситуацию, получить ответы на следующие вопросы:
- Какие компетенции я хочу формировать у учащихся?
- Какими ресурсами я обеспечен? Какими технологиями располагают учащиеся?
- Кто может помочь? Какие действия (виды деятельности) могут помочь?
- С чего начать? Как оценивать успешность обучения?

Возможные ресурсы






  



                                                                                                         Приложение 2


Примерное поурочное планирование



Урок формирования способностей/приобретения знаний
Комбинированные уроки
Урок применения знаний/анализа –синтеза знаний
Урок развивающего контроля знаний
I. Мотивирование на учебную деятельность
*Организационный момент, приветствие (1-2 мин.)
II. Актуализация знаний
*Преподавание новой темы (видео, непосредственное руководство дидактического кадра; 5-10 мин.)
III. Самостоятельная работа ученика  (5 мин.)
IV. Рефлексия
*Получение обратной связи (feed-back): индивидуальной/групповой
(5-10 мин.)

I. Мотивирование на учебную деятельность
*Организационный момент, приветствие (1-2 мин.)
II. Актуализация знаний
*Постановка практических задач (индивидуально  - 5 ин.)
*Решение учащимся практических задач (15 мин.)
III. Рефлексия
*Получение обратной связи (feed-back): индивидуальной/групповой (15 мин.)
I. Мотивирование на учебную деятельность
- организационный момент, приветствие (1-2 мин.)
II. Актуализация знаний
*Предоставление теста (Google Form, e-mail тест, интерактивный  тест, сфотографированный тест); объяснение возможностей работы/ способов оценивания (10 мин.)
III. Рефлексия
*Получение выполненных тестов, краткая обратная связь (5-10 мин)
* Анализ теста – индивидуально, время согласовывается с учеником.



                                                                                                              Приложение 3
                                             Информационные технологии
В процессе дистанционного обучения могут применяться следующие образовательные платформы/ приложения :
1) Skype                                             2) WebEx                            3) Adobe Connect
4) WhatsApp                                      5) Video offline                  6) Kahoot
7) Google Classroom                         8) Google Drive                  9) Facebook Live
10) Ciseo Networking  Academy

Информацию о других ресурсах (учебниках, цифровом обучении, программном обеспечении), а также о других идеях организации работы учащихся on-line, можно найти по следующим адресам:






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Приветствие

Вас приветствует методическое объединение учителей начальных классов теоретического лицея "Петру Мовилэ", города Кишинёва, Республики Молдова.

Победители международного конкурса "Русский медвежонок" 2017-2018

Поздравляем победителей конкурса «Русский медвежонок»! 1-2 классы ФИ учащегося Класс Учитель Баллы Место в лицее Место в городе Место в республике Кульбачный Тимур 2А Когут С.Н. 52 1 62-66 252-263 Бытка Семён 2Б Кулинская М.П. 48 2 74-77 297-313 Боброва Амелия 2А Когут С.Н. 45 3 89-95 349-361 3 классы ФИ учащегося Класс Учитель Баллы Место в лицее Место в городе Место в республике Ерхан Эвелина 3В Левицкая Л.Л. 76 1 20-21 48-55 Ромах Александр 3Б Гораш Т.В. 70 2 32-33 89-96 Луговская Ксения 3В Левицкая Л.Л. 68 3 ...

22 ноября в лицее проходила олимпиада по русскому языку для 3-4 классов

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ЛИЦЕЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 3 КЛАССЫ (максимальное количество баллов - 48 ) № ФИ уч-ся Класс ФИО учителя Баллы Место 1 Мурзаков Игорь 3Б Гораш Т.В. 38 1 2 Ромах Александр 3Б Гораш Т.В. 37 2 3 Эзбичак Ксения 3В Левицкая Л.Л. 37 2 4 Луговская Ксения 3В Левицкая Л.Л. 37 2 5 Балерка Андрей 3В Левицкая Л.Л. 36 3 6 Олару Анастасия 3В Левицкая Л.Л. 35 3 7 Булат Алисия 3В Левицкая Л.Л. 32 поощр 8 Чирва Екатерина 3А Пасенко С.Г. 30 п оощр 4 КЛАССЫ (максимальное количество баллов – 70) № ФИ уч-ся Класс ФИО учителя Баллы Место 1 Абак Ирэм 4Б Коцофана Ю.Ф. ...