Причины школьной неуспеваемости
Безусловно,
проблема школьной неуспеваемости беспокоит всех: и родителей, и учителей, и
самого ребёнка. По данным литературных источников можно выделить следующие
основные причины школьной неуспеваемости:
1. она может
быть связана с индивидуальными особенностями детей, куда включаются и
физиологические (общая слабость здоровья, болезни нервной системы и т. д.), и
психологические (особенности познавательных процессов, эмоционально-волевой
сферы и т. д.) причины;
2. немаловажное
значение имеют социально-бытовые причины, такие как неблагополучные условия
жизни, материальная обеспеченность родителей, отсутствие домашнего режима и т.
д.;
3. ещё одну
группу составляют педагогические причины, в которые включают недостатки
преподавания отдельных предметов, неправильный перевод в следующий класс,
пробелы в знаниях за предыдущие годы.
Однако
имеются попытки иным образом сгруппировать причины неуспеваемости. Так,
например, А. М. Гельмонт, поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее
категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и
общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой
неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).
В
качестве причин I категории отмечены:
- низкий
уровень предшествующей подготовки ученика; неблагоприятные обстоятельства
разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия,
отдаленность местожительства от школы, отсутствие заботы родителей);
- недостатки
воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое
умственное развитие.
Для II категории
указаны:
- недоработка
в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности);
- недостаточный
интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.
Для III категории
выявлены:
- недостатки
преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль;
- неаккуратное
посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение
домашних заданий.
1. Низкое качество мыслительной деятельности
(слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления,
несформированность познавательных умений и навыков и т.д.), сочетается с
положительным отношением к учению.
2. Высокое качество мыслительной деятельности в
паре с отрицательным отношением к учению.
3. Низкое качество мыслительной деятельности
сочетается с отрицательным отношением к учению.
Такая типология, на наш взгляд, имеет большое
практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать
каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.
Кому какая помощь нужна.
Одна из наиболее распространенных мер
преодоления неуспеваемости - это организация дополнительных занятий с
отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников
независимо оттого, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко
учитель оставляет после уроков учеников из первой и второй групп. И тем и
другим дает задание и говорит: «Сидите, учите!», но ведь этим школьникам нужна
разная помощь. Дополнительное занятие с учащимися из второй группы в какой-то
степени оправданно, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но почему сюда же
попали школьники из первой группы? Ведь они всегда добросовестно готовятся к
урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине,
а следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы. Другой пример.
После уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных,
страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной
работы, но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечи
дополнительные нагрузки. Проку от такой помощи мало, она лишь создает внешнюю
видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше примерах учитель
использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной
нагрузки. Беда такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а
в том, что учитель не дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин,
вызвавших неуспеваемость.
Итак, данные примеры убеждают нас в том, что
каждой группе неуспевающих необходимо подбирать определенные формы и методы
помощи - как в учебное время, так и во внеурочных элементах работы с учениками.
Для первой группы неуспевающих (со
слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться)
рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных
процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения,
классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм
решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д.
Главное в работе с ними – учить учиться. Взывать к чувству долга, совести,
вызывать родителей данных учащихся в школу бесполезно. Они сами болезненно
переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть
малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Причиной плохой успеваемости учащихся второй
группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться.
В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу
они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной
деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой
группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учебной
деятельности! О способах развития мотивации вам расскажет Ангелина Анатольевна.
И, наконец, самой сложной группой неуспевающих
учеников является третий тип. Как не грустно, таких учеников
становится все больше и больше. Здесь нам должна помочь позитивная психология.
У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества.
Учителю необходимо найти эту сферу жизни ребенка, и сконцентрировать внимание
ребенка на том, что он действительно может.
Школьная неуспеваемость бывает ранней
и поздней. Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в
1-ом классе. Причины отставания в учении в это время разнообразны:
1) педагогическая запущенность (это дети, с
которыми недостаточно занимались перед поступлением в школу );
2) психологическая неготовность к обучению ( в
80% случаев сочетается с педагогической запущенностью);
3) низкая обучаемость (характерна для ЗПР и
умственно отсталых детей);
4) нарушение анализаторских систем (ученики не
видят написанное на доске или не слышат всего, что говорит учитель);
5) недостаточное развитие образного мышления
(такие учащиеся не умеют работать по образцу, соотносить свои действия с
заданным способом решения).
Хотелось бы обратить ваше внимание на позднюю
неуспеваемость. Она появляется в средних классах. Как говорила
Валентина Борисовна, при переходе начальной школы в среднее звено качество
знаний снижается на 30%. В это время усложняется школьная программа, учиться
становится труднее. Некоторые дети, удовлетворительно или хорошо учившиеся
раньше, резко снижают уровень успеваемости.
Это, во-первых, дети с
высокой обучаемостью, подготовленные к школе лучше многих одноклассников.
Учиться им было достаточно легко, они достигли успеха без особого труда,
приобрели относительно высокий статус в классе и соответствующую самооценку. В
среднем звене требования взрослеют, а умения и желания трудиться у этих ребят
остались на уровне начальной школы. Учебные неудачи, необходимость снова
завоевывать авторитет приводят к изменению учебной мотивации. Ребенок перестает
учиться.
Во-вторых, переход в средние классы совпадает с началом подросткового
возраста, переключением интереса на общение со сверстниками. Такое нежелание
учиться приводит к неуспеваемости бывших троечников.
В-третьих, часто бывают случаи, что учеба запускается из-за того, что
большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся.
Вывод: если ученик любого возраста отстаёт в
учении, необходимо, прежде всего, установить причину его неуспеваемости.
Работа с неуспевающими детьми.
Но жизнь показывает, что не знаем мы таких
стопроцентных успешных приёмов работы, чтобы научить всех. Неуспевающие были,
есть и будут. Мы познакомим вас с основными путями преодоления
неуспеваемости, которые предлагает нам современная дидактика.
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических
систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых
педагогических технологий.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка
результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе.
В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе - группы
выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по
результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных
средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще
всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись
индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с
семьей школьника.
Некоторые
социально-педагогические причины неуспеваемости связаны с эмоциональными и
физическими перегрузками учителей.
Существуют
следующие рекомендации по ослаблению стресса у учителей:
- продолжайте
совершенствовать свои профессиональные навыки, участвуйте в курсах,
семинарах;
- планируйте
перерывы для отдыха. Перерывы на обед не следует посвящать проверке
тетрадей;
- будьте
в курсе новых идей, изменяйте планы уроков и заданий - это поддержит
интерес к преподаванию;
- общайтесь с коллегами, обменивайтесь идеями и новыми
знаниями.
Комментарии
Отправить комментарий